История рынка RTB: этапы развития и появление основных игроков. Rtb биржа


Что такое Real-Time Bidding?

Традиционно медийная интернет-реклама покупалась и продавалась "оптом" - рекламодатель выбирал площадки и покупал рекламные показы тысячами, в надежде, что баннеры в том числе увидит и его целевая аудитория.

В 2008 году в США начала активно развиваться новая технология купли-продажи рекламы - "в розницу". Показы стали покупаться и продаваться по одному, каждый на своем аукционе, в режиме реального времени. Технология получила название Real-Time Bidding, или сокращенно RTB.

В 2011 году объем RTB в США превысил миллиард долларов и продолжает стремительно завоевывать рынок. В России эта технология появилась совсем недавно.

Как работает RTB?

В технологии RTB продавцами рекламы выступают рекламные площадки (publishers), а покупателями - автоматизированные системы, которые используют рекламодатели - автоматизированные системы покупки (Demand-Side Platform - DSP), или биддеры (Bidder). Торги проводятся на специальных биржах реального времени (RTB Exchange).

По каждому рекламному показу среди потенциальных покупателей проводится акцион. Аукцион начинается, как только содержащая рекламный блок страница начинает загружаться в браузер пользователя:

  1. RTB-биржа передает потенциальным покупателям информацию о странице (URL), рекламном блоке (размер, расположение, поддерживаемые форматы рекламы), и анонимный идентификатор интернет-пользователя.
  2. Покупатели - DSP - проверяют, что они знают про этого пользователя (пол, возраст, география, интересы, и т.д.) и делают ставки на основании целей и алгоритмов рекламных кампаний. При этом они могут использовать как имеющуюся у рекламодателей информацию, так и запрашивать ее в специальных биржах данных - которые называются Data Management Platform (DMP) и Data Exchange.
  3. RTB-биржа принимает ставки и определяет победителя. Аукцион занимает всего порядка 100 миллисекунд.
  4. Баннер сделавшего максимальную ставку рекламодателя показывается на странице.

Преимущества RTB

RTB радикально повышает эффективность всего рекламного рынка и полезен всем его участникам - рекламодателям, площадкам и интернет-пользователям.

Преимущества RTB для рекламодателей

Рекламодатели получают большую отдачу от рекламы засчет того, что:

  • Рекламная кампания таргетируется гораздо точнее, чем при традиционной технологии. Помимо тех таргетингов, которые предлагает рекламная площадка или рекламная сеть, появляется возможность использовать собственные таргетинги, на основании собственных - а также арендованных у сторонних баз - данных о целевой аудитории. Кроме того, рекламные показы выкупаются не тысячами и по одному. Все это приводит к резкому уменьшению "холостых" показов.
  • Вместо того, чтобы покупать показы тысячами по одинаковой стоимости (CPM), рекламодатель принимает - на основании имеющихся данных - решение о ценности каждого пользователя и каждого показа, и делает ставки намного более эффективно.
  • Технология генерации баннера "на лету" позволяет показать каждому пользователю свой, уникальный баннер - исходя из его уникальных интересов и характеристик. Это позволяет существенно увеличить отклик пользователя на баннер, в том числе CTR.

Преимущества RTB для площадок

Применение RTB повышает рекламные доходы площадок:

  • Традиционно площадки предлагают каждый рекламный показ только одному рекламодателю. RTB позволяет каждый показ выставить на аукцион и продать его рекламодателю, сделавшему максимальную ставку.
  • RTB не конкурирует с традиционной рекламой, а дополняет ее. Существует возможность указать минимальную ставку, ниже которой показ не будет продан. В этом случае, если никто из RTB-рекламодателей не превысит данный порог, будет показана традиционная реклама. Таким образом, подключая RTB, площадка ничем не рискует.

Преимущества RTB для интернет-пользователей

RTB позволяет показывать пользователям меньшее количество рекламы, при этом сама реклама более релевантна их интересам и, таким образом, более полезна и менее раздражительна.

RTB-экосистема

Ранее мы описали высокоуровневую схему работы RTB. Следующая схема описывает RTB-экосистему более детально.

о компании | правила | информация об оплате | политика конфиденциальности | opt-out © Konverta 2012-2016

konverta.ru

Data Exchange — биржа данных

Data Exchange — биржа данных #rtb#wiki

Data exchange (биржа данных) – специализированная биржа данных, предоставляющая покупателю рекламы сведения о пользователе (пол, география, возраст, хобби, профессиональная деятельность и т.д.). Рекламодатели имеют возможность в ходе торгов на биржах реального времени (RTB exchange) получить информацию о рекламном блоке (расположение, размер, возможные форматы рекламы), а также об интернет-пользователе. Покупатель рекламы (data exchange client) может ознакомиться с данными о пользователе (data), имеющимися у рекламодателя, или воспользоваться специальными биржами данных Data exchange, Data Management Platform.

Биржи данных Data exchange собирают сведения о поведении посетителей на сайте, что отражает их интересы и увлечения. При этом личные данные недоступны, а сбор необходимой информации осуществляется анонимно. Рекламодатели используют полученную специальным программным обеспечением (data exchange software) характеристику пользователя в процессе таргетирования.

Private auction (частный аукцион)

Private auction (частный аукцион, аукцион с ограниченным количеством участников) – это частные (закрытые) RTB-биржи, которые поставляют инвентарь конкретным покупателям. Издатели сами выбирают допущенных к торгам рекламодателей. При этом покупатели получают доступ к премиум-инвентарю, не представленному на открытых площадках, или имеют возможность приобрести интересующие инструменты до начала общедоступного аукциона. Private auction позволяют издателям организовать сбыт наименее продаваемого инвентаря в более контролируемых условиях. Таким образом, инициаторы Private auction максимизируют прибыль от продажи рекламного пространства, а привилегированные покупатели имеют преимущество при участии в аукционе.

Чтобы инициировать Private auction, продавцы сами приглашают покупателей поучаствовать в аукционе. Сделка по продаже рекламного инвентаря осуществляется по следующему принципу. Издатели делают доступными для конкретных покупателей часть своего инвентаря и выставляют на него минимальную цену. При этом продавец имеет право сделать разную минимальную стоимость для каждого покупателя Private auction. Инвентарь получает тот, чья ставка будет выше среди избранных участников. Если товар остался непроданным, то после Private auction он размещается на открытых RTB-биржах.

Preferred deal (прямая сделка)

Preferred deal (прямая, приоритетная сделка) - это инструмент, с помощью которого продавцы рекламного инвентаря предлагают свои ресурсы избранным покупателям по установленной стоимости до того, как товар будет выставлен на открытом аукционе. Кроме того, некоторые рекламные ресурсы создаются специально для продажи методом прямых сделок. Преимущество покупателя заключается в возможности первым разместить рекламный контент на предложенном ресурсе. Для того чтобы совершить сделку, требуется предложить ставку не ниже фиксированной цены.

rtb-media.ru

этапы развития и появление основных игроков / Блог компании AdvertOne / Хабр

image

Технология продажи рекламы с помощью аукциона в реальном времени (Real-time Bidding — RTB) появилась, когда накопилась критическая масса данных, доступных для анализа автоматическими системами, которые выбирают площадки для размещения рекламы, и, с другой стороны, объем доступных рекламных «онлайн-площадей» (далее мы будем пользоваться термином «рекламный инвентарь»).

Сегодня различные поставщики данных позволяют рекламодателям всё более эффективно размещать свою рекламу, а огромное количество доступного рекламного инвентаря, позволяет покупать показы самой релевантной аудитории. Общая ликвидность рынка онлайн-рекламы еще никогда не была столь высока — найти вариант выгодного размещения могут и небольшой стартап, и крупнейшее агентство, «ведущее» клиента уровня Fortune 500.

При этом, рекламодатель, зная какой аудитории он хочет показать свою рекламу (например, баннеры), при огромном количестве доступных рекламных площадок не может самостоятельно определить, на каких из этих сайтов действительно присутствуют нужные для бизнеса люди. Для проведения даже небольшой кампании, рекламодателю пришлось бы провести переговоры как минимум с несколькими площадками, определить стоимость размещения и контролировать его эффективность. Даже настроить идентичный таргентинг на разных площадках — уже задача не из легких.

Технология RTB помогла рекламодателям находить лучшие рекламные предложения, используя одну точку входа — специальные программы получают данные от различных площадок и подключенных рекламных сетей, анализируют поведение аудитории и покупают показы наиболее целевым людям.

Однако к такой конфигурации системы рынок пришел далеко не сразу.

Рекламные биржи
Изначально рекламные биржи принесли на рынок большую ликвидность — продавать и покупать рекламу стало немного проще. Однако в 2007 году произошел значительный перелом: именно тогда крупнейшими ИТ-компаниями были куплены три самые большие биржи рекламы. В апреле 2007 года Yahoo приобрела Right Media, в мае состоялось поглощение DoubleClick поисковым гигантом Google, а в августе Microsoft купила AdECN. Эти сделки открыли множеству рекламодателей доступ к большим объемам рекламного инвентаря, что позволило рынку дисплейной рекламы совершить скачок в своем развитии.
Системы консолидированных закупок
Рекламный рынок стал еще более высоколиквидным, однако воспользоваться этим рекламодатели самостоятельно не могли по описанной выше причине сложности работы с различными площадками и сетями. Эта неэффективность должна была быть устранена, и именно этому способствовало появление новых игроков рынка. Такие компании могли получать доступ к рекламному инвентарю, продающемуся на различных биржах рекламы, и все это в автоматическом режиме, без необходимости самостоятельно налаживать отношения с площадками (т.п. паблишерами). В числе этих новых игроков были и системы, представляющие интересы рекламодателей (Demand-side Platforms — DSP) — они удовлетворяли нужды только стороны, покупающей рекламу, то есть рекламодателей и агентств.

Согласно данным отчета Google, 2007 год также стал и годом расцвета DSP — пять крупнейших на сегодняшний день компаний были основаны именно тогда. В их числе была и купленная Google в 2010 году Invite Media.

imageДаты основания крупных игроков рекламного рынка, которые сейчас работают в качестве DSP

DSP стали не единственными игроками, которые оседлали волну доступности больших объёмов рекламного инвентаря.

Помимо этого, возникли и стартапы, которые работали в нишах на пересечении ликвидности данных и инвентаря — например, некоторые из них занимались развитием технологий ретаргетинга.

При этом, рекламные сети стали присматриваться к DSP в качестве средства распространения собственного рекламного инвентаря — никому не хотелось при общем росте рекламного рынка недополучить доход, потому что вдруг кто-то не раскупил все рекламные площади сайта.

Это привело к появлению «DSP для паблишеров» — системам, работающим на стороне продавцов рекламы или SSP (Supply Side Platforms). SSP помогают площадкам продавать свой рекламный инвентарь по максимальной цене в автоматическом режиме. И SSP и DSP используют для работы аналогичные технологии. Благодаря SSP сайт может быть подключен к различным рекламным сетям, таким образом получая одну точку входа для множества рекламодателей.

image

Несмотря на появление новых игроков рынка, покупка рекламы на различных биржах была затратным и неэффективным процессом — у каждой площадки был свой интерфейс доступа, одно это делало невозможным при покупках рекламы на разных биржах быстро «подкручивать» настройка кампании для избежания ситуации, при которой показы продаются одному и тому же целевому пользователю через разные каналы — и плата в таком случае за одного человека взималась дважды.

Не очень хорошо обстояли дела и с ведением общей аналитике по всей кампании. Определенно требовалось решение, которое позволит покупать рекламу в автоматическом режиме на разных биржах и сетях. Аналогично паблишеры испытывали проблемы при работе с клиентами — им приходилось тратить ресурсы на общение и достижение договоренностей с каждым рекламодателем. Популярным в то время способом подбора наиболее эффективной рекламной сети являлось обычное A/B-тестирование, которое занимало много времени и требовало большое количество ресурсов.

И вот здесь появилась технология RTB.

Эффективность RTB
При наличии большого числа рекламодателей и высокой ликвидности рынка онлайн-рекламы, не хватало только последнего инновационного штриха. Именно им и стала технология RTB.

Благодаря этому изобретению открылись невиданные ранее возможности при размещении дисплейной рекламы. Потенциал разглядели все основные рекламные биржи и сети, которые начали активное развитие API для работы с RTB. Как оказалось, рынок только и ждал подобного решения, которое смогло бы повысить эффективность работы, поэтому дальнейший рост использования RTB носил взрывной характер.

image

Время объявления о поддержке RTB крупнейшими рекламными сетями и биржами. Источник графика: отчет Google

Весь описанный выше процесс эволюции рынка отлично прослеживается и на конкретных примерах некоторых крупнейших игроков, работающих с RTB.

PubMatic
Лидирующая SSP-платформа PubMatic, которая, по слухам, планирует провести IPO при оценке бизнеса в $1 млрд. Pubmatic представила несколько инновационных решений, которые до нее в индустрии никто не использовал. Пользователи PubMatic могут работать с более чем 400 рекламными сетями, биржами и DSP.

image

Рекламный сервер Pubmatic располагается «между» онлайн-паблишерами и рекламными сетяи, вроде Google AdSense, Yahoo Publisher Network и Value Click. Сервис помогает паблишерам управлять своим инвентарем и увеличивать эффективность его использования — это происходит благодаря возможности одновременной работы с различными рекламными сетями, что позволяет находить оптимальный вариант для размещения (внешний вид баннера + цена рекламы).

Клиенты компании получают доступ к панели аналитики, которая содержит большой объём информации, помогающий управлять размещениями и менять настройки рекламных кампаний.

В настоящий момент PubMatic работает с ведущими паблишерами и брендами сегмента «премиум». Технологии компании используются для организации RTB- и закрытых аукционов (PMP — Private Marketplace). Помимо прочего, PubMatic поддерживает и продажу мобильного рекламного инвентаря — мобильное направление становится все более популярным.

Rubicon Project
Еще более четко тренды развития онлайн-рекламы можно проследить на истории другого ведущего игрока рынка — Rubicon Project. Компания-разработчик рекламных технологий из Лос-Анджелеса была основана в 2007 году Фрэнком Адданте, Крейгом Роа, Дюком Чау и Жюли Маттерн — ранее они были коллегами в рекламной сети L90.

Изначально, в основе технологии Rubicon лежало A/B-тестирование рекламных сетей и форматов баннеров. На этом этапе в 2009 году компания смогла привлечь $33 млн инвестиций от нескольких известных венчурных фирм. В это же время была куплена компания OthersOnline, чьей сильной стороной была технология для составления профайлов пользователей сети. Основными пользователями сервиса OthersOnline были паблишеры.

Цель покупки со стороны Rubicon заключалась в получении возможности «объединения разрозненной информации, получаемой от различных поставщиков данных и создания единого и полного представления аудитории, которое будет интересно паблишерам, рекламным сетям и биржам рекламы».

В мае 2010 года состоялось новое поглощение — на этот раз Rubicon приобрела стартап в области информационной безопасности Site Scout. Главная цель — использование технологий Site Scout для реализации решения, которое позволило бы паблишерам избежать размещения на своих ресурсах зловредной рекламы (malvertising). В октябре того же года была совершена покупка популярной рекламной сети Fox Audience Network, которая обладала уникальными технологиями показа дисплейной рекламы.

Проект Rubicon назывался лидером отрасли RTB в отчете Forrester. По мнению аналитиков, одним из главных преимуществ сервиса является поддержка частных рекламных систем и продвинутая функциональность программатик-продаж. В 2012 году для выхода на рынок мобильной рекламы Rubicon купила рекламный стартап Mobsmith. Цель поглощения заключается в создании «единой платформы и площадки для продажи и покупки как дисплейного, так и мобильного рекламного инвентаря»

В данный момент, основным направлением бизнеса Rubicon, которое приносит десятки миллионов доллларов дохода, является проведение закрытых RTB-аукционов для паблишеров премиум-сегмента.

Google DoubleClick Ad Exchange (Admeld)
В 2011 году SSP под названием Admeld была куплена Google за $400 млн. Уже один тот факт, что поисковый гигант выложил за рекламную платформу такие деньги говорит о том, что у технологий, связанных с RTB, есть определенное будущее. Теперь Admeld является частью биржи рекламы DoubleClick Ad Exchange, соответственно, для многих паблишеров использование этой платформы является хорошим решением.

Эффективность сети Google драматически повысилась после внедрения поддержки технологии RTB. Продажи рекламного инвентаря через RTB увеличилась с 8% в январе 2010 до 68% в мае 2011 года — рост на 60% всего за полтора года.

image

Источник графика: отчет Google

Платформа DoubleClick Ad Exchange позволяет паблишерам работать с различными рекламными сетями и биржами, а также предоставляет им интерфейс для управления и редактирования размещений. Среди клиентов платформы, такие известные паблишеры, как Discovery, FOX News, Huffington Post, IAC, Thomson Reuters и WWE, которые используют экс-Admeld для управления размещением рекламных баннеров на своих ресурсов.

Одним из плюсов платформы является то, что она «умеет» определять рекламный инвентарь, который продается хуже и заменяет его на более эффективные инструменты. Это позволяет повысить ROI кампаний, что очень нравится паблишерам.

Выводы
Рассмотренные этапы развития рекламного рынка явно демонстрируют тендценцию к повышению его эффективности. Опыт ведущих зарубежных игроков говорит о том, что вместо A/B-тестирования эффективности работы с той или иной рекламной сетью, паблишерам гораздо выгоднее использовать системы, с помощью которых реально организовать аукцион на размещение рекламы, и неважно, через какую сеть это в итоге произойдет. В свою очередь, рекламодателям проще использовать одну точку для покупки рекламы в автоматическом режиме на разных площадках. Именно поэтому появились DSP и SSP.

Общий успех RTB, которая стала своеобразным венцом рынка онлайн-рекламы, объясняется просто — покупатели увидели реальный эффект от применения этой технологии. Даже по данным Google DoubleClick Ad Exchange за 2011 год, провдение рекламных кампаний через RTB позволило рекламодателям сэкономить 19% средств на CPM по сравнению с размещениями, осуществленными с помощью других механизмов.

На рынке Рунета развитие технологий онлайн-рекламы проходит те же этапы, что и на Западе. Игроки индустрии (в том числе и наша компания AdvertOne), начинали с A/B-тестирования эффективности рекламных площадок и размещений, но сейчас все отчетливее становится ясна необходимость расширения списка используемых для размещения рекламы инструментов, в том числе и современных технологий, таких как RTB.

Сама история рекламного рынка говорит нам о том, что технология RTB — это не проходящее веяние моды, а серьезный инструмент, который будет использоваться на протяжении многих лет.

habr.com

новые технологии интернет-рекламы / Хабр

В последнее время в рунете появляется статей про технологию аукциона в реальном времени – Real-time Bidding (RTB). Пока эта тема больше обсуждается на специализированных ресурсах, поэтому я буду одним из первых, кто расскажет о ней на Хабре. Это подлинная, в том числе и технологическая инновация на рынке интернет-рекламы, с которой пора знакомить с ней тех, на кого она собственно нацелена: рекламодателей, покупающих рекламу в интернете, и площадки, зарабатывающие на продаже медийной рекламы и трафика (Habrahabr.ru, например :).

По прогнозам, расценки на медийную рекламу в интернете в 2013 году вырастут на 14 процентов, в то время как в среднем реклама подорожает на 10 процентов. Медийная реклама обгонит и другие инструменты интернет-рекламы – к примеру, контекстная реклама вырастет всего на 13%. На мой взгляд, драйвером этого роста станет именно RTB.

Что такое RTB
В упрощённом изложении RTB представляет собой биржу, на которой встречаются три стороны: рекламодатель, который решает, сколько он готов платить за показ рекламы конкретному пользователю, площадки, которые продаются на основе аукциона в реальном времени, и пользователь — а точнее его обезличенные данные — право показать рекламу которому и является объектом торга. И торги на этой бирже происходят в режиме реального времени: цепочка действий, предваряющих показ рекламы конкретному юзеру происходит в течение долей секунд пока грузится страница сайта. За это время данные о пользователя — сайт, на который он зашёл, информация, которая известна о нём сайту, возможно — дополнительная информация от специальных поставщиков данных — выставляются на торги, и уходят тому рекламодателю, который выбрал их для себя как наиболее релевантные и предложил лучшую цену. Страница загрузилась — и владелец, допустим, iPhone видит рекламу бамперов для него.

Анонимные данные о пользователях, привязанные к cookie, включают в себя существенное число параметров, относящихся к пользователю (история запросов, соцдем, география, данные по ретаргетингу). Благодаря этому пользователь видит максимально таргетированную для него рекламу.

Грань между назойливой рекламой и полезной информацией очень проста: пользователь по-другому воспринимает её, как только она начинает говорить о его реальных потребностях. Скажем, часто приходится читать в комментариях, что пользователи любят рекламу на Хабрахабре. Ну или как минимум находят её полезной и часто кликают на неё. Это абсолютно нормальная ситуация для тематических ресурсов, аудитория которых собрана по понятному интересу, который хорошо известен рекламодателям. И это убойная фича RTB: участие в этой системе делает любой ресурс тематическим.

В результате это даёт повышение эффективности на порядки. В традиционной медийной рекламе принято оперировать показателями CTR (кликабельности) на уровне долей процента. RTB повышает кликабельность до десятков процентов, CTR 15% и выше становятся реальностью.

RTB позволяет встретиться именно рекламодателю именно с тем клиентом, который ему нужен. А пользователям – видеть рекламу, которая им интересна. Приватность пользователей при этом остаётся вне угрозы, поскольку, по сути, RTB оперирует некими виртуальными профилями, основанными на данных о поведении пользователя на сайте и доступном ему «хвосте» из данных о посещениях других ресурсов. Уничтожить такой профиль можно просто почистив куки в своём браузере.

Экосистема RTB
Самое сложное в терминологии RTB – выучить многочисленные сочетания из трёх букв, которые составляют основные понятия в RTB. Для описания позаимствуем материалы из этой статьи:

Demand Side Platfrom (DSP) — это аукцион для рекламодателей, технологическая компания, которая торгуется с SSP/Ad Exchange и т.д. У самой DSP, как правило, нет интерфейса покупки и управления рекламы. Такие интерфейсы есть на продуктах, которые являются надстройками над DSP, например системы ретаргетинга, Trading Desk и д.р.Sell-Side Platform (SSP) – технологические компании, торгующие рекламными позициями (рекламным инвентарём) непосредственно площадок. Ad Exchanges и Ad Networks — рекламные биржи/сети, которые обеспечивают связь между площадками и рекламодателями и позволяют продавать рекламу тысячам подключенных площадок.Data Management Platform (DMP или Data Partners) — поставщики профилей пользователей и систем управления этими данными для увеличения точности таргетирования.Trading Desk — централизованная платформа закупки рекламы с использованием экосистемы RTB, позволяющая настраивать параметры выкупа рекламы управлять им в автоматическом режиме. Trading Desk, как правило, является надстройкой над DSP, через которую получает доступ к инвентарю доступному в экосистеме RTB. DCOP — динамические платформы креативной оптимизации.Ad Verification & Brand Protection — пост-проверка рекламы и защита брендов от некорректно созданных рекламных объявлений.Analytics — инструменты статистики, отслеживающие поведение каждого пользователя на сайте.

Как это работает
Сперва здесь был текстовый квест из 10 пунктов, но потом решил сделать картинку — надеюсь, так нагляднее:

веб-версия картинки: egorcompany.com/pages/rtb

Для осуществления всех этих операций в течение долей секунд был разработан новый вид протокола Open RTB.

История развития
Как всегда, всё новое придумано в Google. В основу технологии легла разработка приобретенной в 2011 году Google компании Admeld. Уже через год на эту модель перешли более 78% площадок и 17% рекламодателей партнерской сети Google Doubleсlick. Именно Google, с его технологиями Adsense, Adwords, Analytics, Admeld, Invite Media, Doubleclick и т.д. является крупнейшим игроком на рынке RTB. В июне 2012 г., когда Facebook запустил собственную рекламную биржу Facebook Exchange (FBX). По оценкам экспертов, порядка 15% закупок онлайн-рекламы в США уже идут через RTB.
Взгляд со стороны рекламодателя
RTB стал ответом на потребности рекламодателей:

во-первых, переход с модели закупок пакетов на покупку конкретных показов. Если качество трафика на площадке падает или меняется его состав — рекламодатель этого даже не заметит, так как он в любом случае покупает показы только интересующим его пользователям. Всякий “левый” трафик больше не попадает ему “в нагрузку” в рамках оплаченного пакета, как бывает обычно. Практически рекламодатели покупают свою целевую аудиторию, а не место на сайте.

во-вторых, система «второй цены», которая оптимизирует расходы на рекламу. Торги ведутся с шагом 1 цент и если вы указали стоимость за показ в 11 центов, а ваш конкурент — в 9, то вы выигрываете аукцион, но ваша ставка автоматически дисконтируется до минимально большей, чем у конкурента — в данном случае, 10 центов.

Trading Desk
С точки зрения рекламодателя, покупка рекламы в режиме RTB начинается с Trading Desk: как видно на схеме выше, это централизованная платформа закупки рекламы. Рекламодатели могут работать через независимые Trading Desk или же через специализированные агентства — к примеру, многие сетевые агентства имеют собственные Agency Trading Desk, которые, в отличии от публичных Trading Desk, «заточены» под нужны клиентов агентства. Это можно сравнить с управлением контекстной рекламой — рекламодатель может управлять ей самостоятельно, но в большинстве случаев они предпочитают услуги специализированных агентств.

Независимые Trading Desk — это системы, доступные любому рекламодателю/агентству. Главное отличительная особенность от Agency Trading Desk заключается в том, что подобные системы максимально гибкие и универсальные, что позволяет их использовать сторонним агентствам и прямым рекламодателям.

RTB в России
Неудивительно, что эта технология пришла с запада — это естественный этап эволюции более развитого и конкурентного рынка интернет-рекламы. Российский рынок, как всегда, отстаёт на пол-шага, но это отставание — отличный шанс для рекламодателей, площадок и агентств опередить конкурентов, предложив более конкурентное решение.
DSP
Первые российские DSP: Hubrus и Конверта. Внутренние DSP есть у рекламных сетей Soloway (Internest) и Kavanga. Tinkoff Digital запустил RTB-платформу Data Mind.
Trading desk
Первая российская Trading Desk Auditorius запущена в режиме закрытого бета-теста. Компания заявляет, что будет специализироваться на продаже аудиторий на основе собственной DMP.

Трейдинг-деск RTB-Media использует собственную DMP и технологию пиксель-контейнера, которая позволяет отслеживать ход одной кампании в разных DSP.

DMP
На Западе существуют готовые сегменты, например, такие как «аудитория офисных центров», «владельцы техники Apple», “мальчики, выбирающие японское авто до $20000" и т. д. — примерно как на картинке выше.

Поставщиками данных могут быть площадки и сервисы, которые обладают большим количеством трафика и собирают информацию о своей аудитории (пол, возраст, интересы), такие как социальные сети, интернет-провайдеры, операторы сотовой связи, процессинговые системы (Qiwi, Assist, ROBOXchange и другие) крупные тематические сайты и другие.

Взгляд с точки зрения площадок
Чем это может быть полезно, например, Хабрахабру (я имею в виду сейчас не сообщество, а компанию «Тематические медиа»). Благодаря RTB владельцы сайтов получают возможность продавать каждый показ на своей площадке с наибольшей эффективностью в зависимости от посетителя и доступных рекламных объявлений.

С другой стороны, для многих площадок важны именно прямые продажи – они прибыльнее и позволяют контролировать, кто именно у них размещается.

Скажем, Yahoo в этом году обязала всех рекламодателей, покупающих через её DSP рекламу, отказаться от услуг посредников и работать с ней напрямую; а издательские дома в США (Gannett совместно с The New York Times Co, Hearst и Tribune; USA Today, Conde Nast) создают свои закрытые RTB-биржи, где продают рекламные позиции (инвентарь), непроданные клиентам напрямую, допуская до участия в торгах только избранных рекламодателей. Такой подход также решает проблему с риском появления неприемлемой для площадки рекламы.

Площадки поменьше, у которых о создании собственных бирж речи не идёт, могут фильтровать компании по домену, по тематическому рубрикатору или вручную модерировать список. Такое решение предлагают, в частности, Google и AdFox.

В России свои SSP для площадок теперь есть у AdFox и Between Digital; Яндекс и Google Россия представили полный набор инструментов для проведения аукционных торгов как для площадок, так и для рекламодателей. О поддержке RTB-технологий заявляет «Бегун», а «Видео Интернешнл» запускает закрытую RTB-биржу премиального инвентаря. К запуску RTB-бирж готовятся компания AdRiver и Mail.ru, запустивший в своей рекламной сети систему ретаргетинга. Функционалом, аналогичным Facebook Exchange, планирует обзавестись и ВКонтакте.

Возвращаясь к Хабру — насколько я знаю, ТМ относятся как раз к тому типу компаний, который предпочитает держать руку на пульсе и прямые продажи — RTB на Хабре может быть полезен для продажи остатков неиспользованного рекламного инвентаря.

Что дальше?
Дальнейшие перспективы развития RTB будут определяться следующими факторами:
  • рост возможностей рынка мобильной рекламы;
  • увеличение количества премиум-форматов рекламы;
  • спрос на повышение прозрачности медийной рекламы.
— однако тенденция к переходу с модели классической закупки в реал тайм уже очевидна. Надеюсь, этот материал помог разобраться в сути этого явления (:
Источники:

habr.com

Исчерпывающее руководство для получения прибыли / СоХабр

Торги в реальном времени (Real Time Bidding) также известны под аббревиатурой RTB. Вы, должно быть, не раз слышали этот термин, работая в сфере маркетинга (если, конечно, живете не в какой-нибудь пещере).

Что же такое RTB
Платформа для торгов в реальном времени позволяет рационально использовать рекламное место (слот), покупая и продавая его. RTB использует определенные алгоритмы для того, чтобы помочь продавцу получить максимальную сумму за показ, а рекламодателю обеспечить релевантный трафик по лучшей цене. Ставка за каждый показ постоянно меняется в зависимости от различных факторов, таких как: место размещения, категория, устройство, пол, возраст пользователя и др.

Все это выглядит очень здорово, однако, если посмотреть со стороны рекламодателя, то подобная система ставит каждого участника в равные условия. В стремлении добиться успеха на биржах RTB большинство покупателей полагает, что единственный способ получить больше трафика – это увеличение цены за клик (CPC). Да, это важно, но вместе с тем CPC – это лишь один из факторов для успешной «игры» на бирже.

В результате этого распространенного заблуждения биржи RTB выглядят очень нестабильным инструментом для рекламодателя. Последние в условиях жесткой конкуренции постоянно взвинчивают цены за клик, что приводит к самой настоящей «гонке на дно» в мире онлайн-рекламы.

Торги в реальном времени приводят к «гонке на дно» с участием покупателей за счет постоянного увеличения цены за клик.

Но есть и хорошие новости…

Мы можем снизить конкуренцию, если поймем принципы работы бирж RTB.

Как же в действительности это работает?

С каким бы источником платного трафика вы ни работали, бэкенд обеспечивается рекламным сервером.

Рекламный сервер отвечает за вычисления: какая реклама будет показана за какие-то миллисекунды до загрузки страницы. Как только определен «победитель», его реклама показывается на сайте продавца или в приложении, а со счета покупателя снимается сумма, равная стоимости показа.

Здесь я бы хотел подробнее рассказать, как рекламный сервер рассчитывает все показатели, основываясь лишь на цене показа.

Вы, вероятно, спросите: как это работает, если я плачу за клик?

Даже если вы платите за клик, большинство рекламных серверов оценивает вас на основе показателя eCPM (эффективной стоимости за 1000 показов). Например, если рекламодатель выставил 100 рублей за тысячу показов, то его eCPM = 100 рублей.

Однако…

С ценой за клик (CPC) ставки становятся более запутанными.

Скажем, вы ставите 15 рублей за клик, а средний CTR у вас 1%. Это значит, что из 1000 показов вы получите в среднем 10 кликов по цене 15 рублей за клик. В итоге eCPM у вас составит 150 рублей. Вот формула:

1000 * CTR * CPC = eCPM В нашем случае это: 1000 * 0.01 * 15 = 150 рублей

Таким образом, в нашем примере при прочих равных условиях вы бы выиграли аукцион при ставке 15 рублей за клик.

Но здесь есть один нюанс: если показатель CTR снизится до 0,5%, тогда вы проиграете на аукционе с eCPM в 75 рублей.

Большинство покупателей просто поднимут свою ставку. Другие попробуют добавить новые креативы (ad creative) или пакеты для рекламного оформления. Еще часть рекламодателей отнесет кампанию к неудачным и снова ринется в бой.

Скажу честно, как только ваша кампания достигнет этой точки, то на большинстве RTB-платформах она уже не оживет. После того как показатель eCPM падает и вы начинаете терять свои позиции в рейтинге – пиши пропало. Лучше уже не будет.

Причина этого падения очень проста:

Если ваш CTR падал еще тогда, когда ваша реклама показывалась первой, только представьте, что случится с кликабельностью, если вы будете на 2-й, 3-й, 4-й позициях (подсказка: ничего хорошего).

Поэтому получается замкнутый круг, и постепенно ваша кампания прикажет долго жить.

Плохой показатель CTR убивает вашу рекламу в RTB-сетях.

Многорукий бандит

Мы уже практически у цели: здесь вы можете понять причину, по которой я готов поделиться информацией. Когда вы создаете и настраиваете свою первую рекламную кампанию в RTB-сети, у вас нет возможности узнать ваш актуальный eCPM.

Но есть один вариант:

У каждого рекламного сервера свой алгоритм, отличный от других. Но все серверы замечательно выполняют одну штуку.

Вам нужно определить свой показатель eCPM как можно быстрее, чтобы понять, как себя покажет ваша кампания по сравнению с другими: она будет работать лучше или хуже?

Серверы умеют это делать, используя алгоритм многорукого бандита.

Чтобы не вдаваться в технические подробности, скажем, что многорукие бандиты отсылают большинство «дерганий за ручку», или (в нашем случае) весь трафик в лучшее на данный момент место. Этот процесс известен как использование ресурсов – отправление большинства трафика текущему победителю. Есть еще процесс исследования, когда некоторое количество трафика используется для поиска новых (потенциальных) победителей.

Многорукие бандиты используются для определения вашего eCPM и в конечном счете позиции для показа рекламы.

Снижение CTR и увеличение трафика

В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда 90% трафика отправляется текущему победителю за рекламное место, в то время как 10% используются для исследования.

Допустим, у нас трое рекламодателей: А, Б, В. А здесь выступает текущим победителем, и у каждого есть по одному креативу (пакету для оформления рекламы). При этих условиях расклад получаемого трафика следующий:

A. 90% Б. 5% В. 5%

На этот раз А остается победителем, но теперь у рекламодателя Б 9 рекламных креативов, а у В – лишь 1. Тогда ситуация выглядит так:

A. 90% Б. 9% В. 1%

Приведенные выше примеры актуальны для большинства RTB-платформ, так как они рассчитывают текущий eCPM на основе отдельных рекламных пакетов.

Это кажется странным, но:

Рекламный сервер понятия не имеет, тот же это креатив или другой. Проще говоря, чем больше креативов вы разместите в своей кампании, тем больше вероятность того, что ваша реклама будет выбрана в фазе исследования.

А знаете, что здесь самое интересное?

Здесь все происходит по воле случая! Одно из ваших объявлений может получить более высокий CTR, чем другой, при том, что они абсолютно одинаковы. Может случиться даже так, что один из креативов, получивший более высокий показатель кликабельности, находится в рекламной цепочке, в результате чего ваша кампания выстрелит сразу на первую позицию, даже если CPC был значительно ниже, чем требуется.

Чем больше рекламы у вас в кампании, тем выше вероятность получить рекламный трафик.

Стратегия назначения ставок

Мне постоянно задают следующий вопрос: «Брент, мой менеджер по рекламе сказал мне, что верхняя планка CPC поднялась до X долларов, что же делать?».

Для начала:

Относитесь ко всей информации, которую получаете от менеджера, с долей скептицизма. У них работа такая – продать место под рекламу по максимально возможной цене.

Затем:

Никогда не стройте всю свою стратегию назначения ставок на том, чтобы побить текущую максимальную цену. Эта максимальная ставка может быть выставлена для какого-либо одного места размещения или определенного типа устройства. А, возможно, ее назначил тот, кому плевать на эффективность своей рекламы.

Попытка запустить неоптимизированную кампанию с тем же CPC на максимальной ставке, как правило, равнозначна смертному приговору для банковского аккаунта, привязанного к вашему аккаунту рекламодателя.

Итак, мы уже изучили: чем больше рекламы, тем выше шанс на успех.

Важно также разделить всю рекламу, что позволит вам увеличить вероятность быть выбранным в качестве рекламодателя-победителя.

Скажем, ваш дневной бюджет на рекламу составляет 100 000 рублей, и вы хотели бы купить российский мобильный трафик. Тогда вместо того, чтобы создавать одну рекламную кампанию с дневным бюджетом на 100 000 рублей и таргетингом на Россию, настройте несколько кампаний следующим образом:

RU – iPhone – 300×250: 25 000 руб. @ 5 рублей CPC RU – iPhone – 300×50: 25 000 руб. @ 5 рублей CPC RU – Android – 300×250: 25 000 руб. @ 5 рублей CPC RU – Android – 300×50: 25 000 руб. @ 5 рублей CPC

Каждая кампания содержит одинаковый набор баннеров (10 штук).

Хотите попробовать другой пакет рекламы того же размера? В этом случае кампании стоит разделить таким образом:

RU – iPhone – 300×250-1: 25 000 руб. @ 5 рублей CPC RU – iPhone – 300×250-2: 25 000 руб. @ 5 рублей CPC

Я лично предпочитаю запустить кампанию с минимально возможной ставкой. Это позволяет узнать, сколько трафика я могу получить в этой цене, а также проанализировать качество поступающего трафика. Если же по какой-то причине я не получаю нужного трафика, только тогда я поднимаю ставку.

Никогда не начинайте с максимального CPC, постепенно снижая цену.

Запишите свои показатели CTR и CPC сразу же после того, как начали получать трафик. Спустя некоторое время ваша рекламная кампания затихнет вследствие «баннерной слепоты» у пользователей. Как только это случится, не спешите поднимать ставку, пусть она работает дальше. Создайте копию кампании, если это возможно.

Новая кампания пройдет через ту же фазу исследования, и у вас появятся шансы снова получить трафик.

Назначение максимальной ставки CPC в RTB-сетях – это, как правило, проигрышная стратегия.

Стратегия оптимизации

Одна из замечательных особенностей RTB-бирж – возможность скрупулезного выбора объекта для ставки.

Именно поэтому… большинство рекламодателей с треском проваливают свои кампании.

Если вы обнаружили, что какой-то отдельный KPI (ключевой показатель эффективности) работает эффективно, то логично было бы убрать все остальные показатели. В теории оптимизация активной кампании должна принести пользу. Однако здесь есть вероятность того, что внесенные изменения повлияют на eCPM, что, в свою очередь, приведет к снижению трафика… или и того хуже: кардинальному изменению ваших мест в рейтинге рекламного сервера, что повлечет за собой изменение в показе рекламы в различных местах размещения и др.

Таким образом, если вы обнаружите определенный эффективно работающий KPI, создайте копию кампании и выполните нужные изменения уже в скопированной версии. Это позволит вам понять, как на работу кампании повлияли сделанные изменения. Если вы заметили положительный эффект, тогда можно поставить на паузу старую рекламу. Если же новоиспеченная версия кампании потерпела фиаско, вы можете продолжить сбор информации с оригинала.

Лучшее решение для успешной оптимизации кампании в RTB-сети – клонирование рекламы.

ПОДЫТОЖИМ:

  • Чем больше рекламы, тем больше шансов получить высокий eCPM.
  • Разделяйте все кампании, чтобы увеличить свои шансы выиграть аукцион.
  • Не меняйте настройки кампании после запуска.
Сейчас у каждого рекламного сервера, безусловно, есть свои нюансы.

Также каждый продавец со временем вырабатывает свою собственную стратегию работы на бирже.

Таковы мои правила, которым я следую при работе с большинством RTB-каналов, и которые я считаю успешными.

sohabr.net

Что такое Real-Time Bidding? | webtechnology

Традиционно медийная интернет-реклама покупалась и продавалась «оптом» — рекламодатель выбирал площадки и покупал рекламные показы тысячами, в надежде, что баннеры в том числе увидит и его целевая аудитория.

В 2008 году в США начала активно развиваться новая технология купли-продажи рекламы — «в розницу». Показы стали покупаться и продаваться по одному, каждый на своем аукционе, в режиме реального времени. Технология получила название Real-Time Bidding, или сокращенно RTB.

В 2011 году объем RTB в США превысил миллиард долларов и продолжает стремительно завоевывать рынок. В России эта технология появилась совсем недавно.

Как работает RTB?

В технологии RTB продавцами рекламы выступают рекламные площадки (publishers), а покупателями — автоматизированные системы, которые используют рекламодатели — автоматизированные системы покупки (Demand-Side Platform — DSP), или биддеры (Bidder). Торги проводятся на специальных биржах реального времени (RTB Exchange).

По каждому рекламному показу среди потенциальных покупателей проводится акцион. Аукцион начинается, как только содержащая рекламный блок страница начинает загружаться в браузер пользователя:

  1. RTB-биржа передает потенциальным покупателям информацию о странице (URL), рекламном блоке (размер, расположение, поддерживаемые форматы рекламы), и анонимный идентификатор интернет-пользователя.
  2. Покупатели — DSP — проверяют, что они знают про этого пользователя (пол, возраст, география, интересы, и т.д.) и делают ставки на основании целей и алгоритмов рекламных кампаний. При этом они могут использовать как имеющуюся у рекламодателей информацию, так и запрашивать ее в специальных биржах данных — которые называются Data Management Platform (DMP) и Data Exchange.
  3. RTB-биржа принимает ставки и определяет победителя. Аукцион занимает всего порядка 100 миллисекунд.
  4. Баннер сделавшего максимальную ставку рекламодателя показывается на странице.

rtb_communication[1]

Преимущества RTB

RTB радикально повышает эффективность всего рекламного рынка и полезен всем его участникам — рекламодателям, площадкам и интернет-пользователям.

Преимущества RTB для рекламодателей

Рекламодатели получают большую отдачу от рекламы засчет того, что:

  • Рекламная кампания таргетируется гораздо точнее, чем при традиционной технологии. Помимо тех таргетингов, которые предлагает рекламная площадка или рекламная сеть, появляется возможность использовать собственные таргетинги, на основании собственных — а также арендованных у сторонних баз — данных о целевой аудитории. Кроме того, рекламные показы выкупаются не тысячами и по одному. Все это приводит к резкому уменьшению «холостых» показов.
  • Вместо того, чтобы покупать показы тысячами по одинаковой стоимости (CPM), рекламодатель принимает — на основании имеющихся данных — решение о ценности каждого пользователя и каждого показа, и делает ставки намного более эффективно.
  • Технология генерации баннера «на лету» позволяет показать каждому пользователю свой, уникальный баннер — исходя из его уникальных интересов и характеристик. Это позволяет существенно увеличить отклик пользователя на баннер, в том числе CTR.

Преимущества RTB для площадок

Применение RTB повышает рекламные доходы площадок:

  • Традиционно площадки предлагают каждый рекламный показ только одному рекламодателю. RTB позволяет каждый показ выставить на аукцион и продать его рекламодателю, сделавшему максимальную ставку.
  • RTB не конкурирует с традиционной рекламой, а дополняет ее. Существует возможность указать минимальную ставку, ниже которой показ не будет продан. В этом случае, если никто из RTB-рекламодателей не превысит данный порог, будет показана традиционная реклама. Таким образом, подключая RTB, площадка ничем не рискует.

Преимущества RTB для интернет-пользователей

RTB позволяет показывать пользователям меньшее количество рекламы, при этом сама реклама более релевантна их интересам и, таким образом, более полезна и менее раздражительна.

RTB-экосистема

Ранее мы описали высокоуровневую схему работы RTB. Следующая схема описывает RTB-экосистему более детально.

webtechnology.pro

3 прогноза / Блог компании AdvertOne / Хабр

image

Технология RTB является очень популярной темой — остается все меньше представителей бизнеса, которые бы не слышали о теоретической возможности размещения рекламы на основе аукциона. При этом, несмотря на значительную шумиху, сам объём этого рынка невелик, что позволяет критикам технологии заявлять о её переоцененности. Каковы же реальные перспективы RTB в России, и каковы тренды развития этого направления? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

Текущая ситуация
Согласно общепринятым данным, объём рынка RTB¬-рекламы в России в 2013 году составил 1,2 млрд рублей — это лишь 6% от общего объёма затрат на медийную рекламу (20,1 млрд в том же году). Это не мешает появлению большого количества игроков, которые работают в той самой «нише шести процентов», сегодня ландшафт рынка выглядит примерно так:

image

Рынок RTB растет на несколько процентов в год, все больше интернет-ресурсов подключаются к рекламным биржам для того, чтобы продавать свой трафик по технологии аукциона в реальном времени.

По прогнозам, к концу 2014 года объём рынка может достичь 10% от всей медийной рекламы в Рунете. Этому будут способствовать несколько трендов.

Приход зарубежных игроков и партнерства с локальными лидерами
В 2014 году рынок взорвала новость о партнерстве извечных конкурентов области онлайн-рекламы — «Яндекса» и Google. В рамках этого сотрудничества системы двух компаний будут интегрированы (этот процесс еще продолжается) друг с другом для обмена показами рекламы. Партнерство затрагивает только сегмент RTB — в нише контекстной рекламы технологические гиганты остаются непримиримыми соперниками. Целью сотрудничества является развитие рынка в России.

При этом Google — не единственная зарубежная компания, заинтересованная в российском рынке RTB (или programmatic, как её еще называют) рекламы. Однако системы иностранных компаний требуют доработки под местный рынок (который, в частности, довольно жестко регулируется законодательно). Здесь на помощь зарубежным игрокам приходит «Яндекс», который предлагает им сотрудничество и интеграцию — подобные отношения уже выстроены с компаниями Criteo, Sociomatic и некоторыми другими.

Этот процесс продолжится и в ближайшем будущем — по словам представителей «Яндекса», рынок RTB будет расти, но пока он не столь велик, чтобы компании всерьез думали о конкуренции и не интегрировали свои системы.

image

Развитие мобильного сегмента
Развитие мобильного интернета в России идет неплохими темпами — по данным исследования Mail.Ru Group, аудитория мобильных пользователей в 2013 году увеличилась на 53% по сравнению с предыдущим и составила 25,5 млн человек.

Несмотря на это, точных оценок рынка мобильной рекламы в стране не существует — различные эксперты приводят не всегда согласующиеся цифры от 6-7 млн долларов до 1,2-1,4 миллиардов рублей. Некоторым проектам выгодно показывать завышенные цифры, но рекламодатели до сих пор не очень охотно идут в мобильную среду. Многие веб-проекты до сих пор не имеют мобильных версий сайтов, что затрудняет показ рекламы пользователям, заходящим со смартфонов и планшетов.

Тем не менее, ситуация медленно, но меняется — появляется все больше мобильных версий популярных сайтов, игроки рынка RTB занимаются развитием мобильных платформ — все это позволяет утверждать, что в ближайшие несколько лет (возможно, не в 2015 году, но позднее) рынок мобильной онлайн-рекламы сделает шаг вперед, и часть этого рынка, безусловно, будет занята RTB.

Фокус на данные
Совершенно очевидным образом продолжится тренд стремления рекламодателей и игроков рынка получить как можно более полные данные о потенциальных клиентах, которым можно показать рекламу. Представители «Яндекса» говорили о том, что будут собирать информацию обо всех используемых человеком устройствах для более точного таргетинга рекламы.

Кроме того, все более широкое распространение получает концепция programmatic direct — эта технология подразумевает продажу трафика единственному покупателю, вне аукциона по более высокой цене. При этом данный трафик отбирается с использованием данных от самых разных поставщиков, к которым применяются заранее определенные критерии ценности пользователя.

Чем больше данных смогут получить игроки и рекламодатели, тем точнее будет реклама. Неудивительно, что представители рекламной индустрии все активнее начинают смотреть в сторону компаний, которые обладают данными, но пока не продают их в промышленных масштабах — к таким относятся, к примеру, интернет-провайдеры.

Заключение
Все это будет способствовать тому, что на продажу рекламы через RTB продолжат переходить крупные интернет-ресурсы, а вслед за ними и рекламодатели. Игроки рынка RTB, в свою очередь, продолжат дорабатывать свои продукты, чтобы предложить клиентам более высокий уровень сервиса — например, интеграцию российского трафика в западные биржи, а также реализацию функциональности Brand Safety, позволяющей исключить показ рекламы бренда на нежелательных страницах.

Еще одним фактором, который может заставить компании перейти на новый для себя рекламный инструмент, это общая неудовлетворительная финансовая ситуация в российской экономике — рецессия углубляется, что вынуждает бизнес искать более дешевые варианты, в том числе для рекламы. RTB значительно дешевле для рекламодателя, чем баннеры, покупаемые напрямую у крупных медиа площадок, и контекстная реклама (хотя два этих инструмента и некорректно сравнивать, но заказчики часто это делают) при том, что эффективность канала при грамотной настройке может быть на неплохом уровне. В связи с этим также можно ожидать усиления миграции рекламодателей.

В свою очередь в последнее время наблюдается и тренд на обособление рунета от всемирной сети, который поощряется, в том числе властями страны. В перспективе это может создать угрозу для бизнеса зарубежных RTB-игроков в России — ничто не мешает появлению требований по обработке данных российских пользователей только российскими компаниями. Это, в свою очередь, может в краткосрочной перспективе сыграть на руку отечественным игрокам.

Посты и ссылки по теме:

habr.com


Смотрите также

.